Мирон Вайсборд. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века.

Дорогие друзья, по вашим многочисленным просьбам начинаем публиковать на сайте знаменитую книгу о великом гитаристе XX века. Для того, чтобы не пропустить появление новой главы рекомендуем подписаться на новости сайта "Ноты для гитары".

Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. Вступление.

Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века. Вступление.


Книга Мирона Абрамовича Вайсборда была выпущена издательством «Советский композитор» в 1989 году.
В книге увлекательно рассказывается о жизни и творческой деятельности испанского гитариста А.Сеговии, раскрывается его роль в становлении современного гитарного искусства. Искусство Сеговии не только вдохновляло композиторов на создание оригинальных сочинений для гитары, но и способствовало раскрытию художественных и технических возможностей инструмента.

От автора


     ХX век принес гитаре столь значительные, поистине революционные изменения, что стал веком ее второго рождения. Этим гитара обязана Андресу Сеговии. Испания словно веками собирала силы, чтобы создать артиста такого масштаба. Андрес Сеговия — художник, рожденный эпохой Ренасимьенто — национального возрождения, охватившего все сферы общественно-политической и культурной жизни Испании конца XIX — начала XX века.
    Выдающиеся достижения Андреса Сеговии во многом были связаны не только с его гениальной одаренностью, но и с атмосферой Ренасимьенто, проникнутой духом глубоко демократического прогрессивного искусства.
    Испания первых десятилетий XX века выдвинула целое созвездие писателей, поэтов, композиторов, художников, получивших признание не только на родине, но и во всем мире. Достаточно назвать имена Мигеля Унамуно, Антонио Мачадо, Пабло Казальса, Мануэля де Фальи, Пабло Пикассо, Федерико Гарсиа Лорки. Вклад Андреса Сеговии в национальное и мировое искусство столь значителен, что он по праву занимает почетное место среди этих прославленных мастеров. В соответствии с такой концепцией автор стремится показать Андреса Сеговию художником, с именем которого связана новая эпоха в истории гитары. Сегодня трудно себе представить, что в начале его карьеры двери концертных залов Испании были закрыты для гитары. Таково было отношение к гитаре — не к народной, а к гитаре в качестве солирующего инструмента.
    Концерт Сеговии в огромном концертном зале Барселоны Палау в 1916 году был первым шагом на пути изменения ее судьбы, началом преодоления взглядов на гитару, как на инструмент ограниченных возможностей.
    Но для утверждения гитары в качестве концертного инструмента ей не хватало того, чем обладали, например, фортепиано или скрипка,— высокохудожественного репертуара. Историческая заслуга Андреса Сеговии и состоит, прежде всего, в создании такого репертуара. Гитара сегодня — один из самых популярных инструментов. Интерес к ней неизменно растет, расширяется круг слушателей. И совершенно естественно стремление осмыслить причины этого явления, проследить пути создания современного гитарного искусства.
     Вполне закономерен и тот огромный интерес, который проявляют во всем мире почитатели гитары к Андресу Сеговии — одному из самых выдающихся музыкантов XX века. Когда в 1981 году в издательстве «Музыка» была опубликована небольшая книга «Андрес Сеговия», автор этих строк получил от читателей множество писем с просьбой более подробно осветить жизнь и творческую деятельность выдающегося артиста. Такая заинтересованность читателей стала стимулом для продолжения работы над этой темой. Появление новой книги о великом музыканте, частично использующей материалы брошюры, вызвано стремлением более подробно раскрыть многогранную деятельность Сеговии. И прежде всего его роль в создании современного гитарного искусства, его теснейшие творческие контакты со многими выдающимися композиторами, в результате которых появился современный гитарный репертуар высокого художественного достоинства. Благодаря гитаре Сеговии этот огромный духовный потенциал стал достоянием миллионов слушателей.
    С именем Андреса Сеговии связано начало возрождения гитары и в нашей стране. Четыре приезда великого испанца в СССР — это не только триумфальный успех его концертов. Это развитие традиционных музыкальных связей между Испанией и нашей страной, связей, у истоков которых стоял великий Глинка. В свой последний приезд в СССР в 1936 году Сеговия концертировал во многих городах. И на страницах газет, и публично он восторженно говорил об успехах советского народа, о его небывалом культурном росте.
    Прогрессивные высказывания Сеговии вызывали злобу реакционных кругов Испании — до начала фашистского мятежа оставались считанные месяцы. Возвратившись в Испанию в момент разгула реакции, Сеговия, как Гарсиа Лорка, как многие прогрессивные представители интеллигенции, стал подвергаться нападкам. В его доме раздавались угрожающие телефонные звонки. Сеговия вынужден был спешно покинуть Испанию. Гарсиа Лорка не сумел сделать этого… Через несколько дней после отъезда дом Андреса Сеговии разграбили фашисты. Долгие годы он был вынужден провести в Южной Америке.
    Многогранная деятельность Сеговии — исполнителя, создателя нового репертуара, педагога — значительный вклад в музыкальную культуру XX века. Исследование этих проблем — задача предлагаемой книги. В своей работе автор использовал издания, выпущенные о Сеговии за рубежом. Первая небольшая брошюра «Андрес Сеговия» ' была написана французским музыковедом Бернаром Гавоти в 1955 году. В 1972 году редактор американского журнала «Гитарные новости» Владимир Бобри опубликовал работу «Техника Сеговии», цель которой запечатлеть технические приемы испанского артиста.

Смотрите еще:


Наверх